Двери

История дверей: от античности до средневековья

Как история человечества зарождается с пещер и шалашей, так и история дверей начинается с валунов, веток и шкур животных, прикрывавших вход. Их задача была практичной — защита от хищников, погоды, чужих взглядов. Но с развитием общества, функции расширялись. Они становились духовным символом или доказательством социального статуса.

Невозможно представить дверь в отрыве от окружения. Она вписывается, поддерживает и подчеркивает особенности всего интерьера. Поэтому рассказ о ее развитии тесно связан с архитектурой в целом. 

Двери из Некрополя Бейт-Ше’Арим (Израиль). Большинство из старейших сохранившихся дверей сделаны из камня и находятся в гробницах

Древняя Греция: простота и пропорции

Начнем обзор с Эллады. Именно там зародилась культура, которую сегодня называют «западной».

О домах простых греков сохранилось не так много информации. Известно, что жилища строили из кирпичей и дерева, двери тоже делали из них. Это были одноэтажные дома, выходящие на улицу глухими стенами, а не фасадом. Украшательств почти не было — разве что покрывали стены слоем извести. Все просто и практично.

У современного человека другие ассоциации с архитектурой того времени. Такие, как изящные скульптуры и величественные строения с высокими колоннами. Все это было — но только у общественных зданий. Эллины, даже очень богатые, равнодушно относились к своему дому. Ведь нужен был он только для ночлега. Остальное время проводилось на улице – спасибо мягкому климату; в стадионах, публичных местах, у портиках рядом с храмами. Их греки и украшали по полной.

Вот главные особенности:

  • симметричность и пропорциональность;
  • применение камня — известняка и мрамора;
  • использование колоннад (рядов колонн вокруг постройки);
  • украшения фасада колоннами, пилястрами и аркадами;
  • много скульптурных декораций;

Что касается ворот, они были высокими — до 10 метров. Делались из бронзы и украшались позолотой. Для каждого элемента, в том числе и дверей, были приняты строгие пропорции. Показывает это отрывок из сохранившейся книги: «… Размеры же проема определяются так: высоту храма от пола до потолка надо разделить три с половиною части, из которых две с половиной определяют высоту проема створок. Это высота, делится на двенадцать частей, из которых пять с половиной дадут ширину дверного проема внизу…» (Витрувий, «Десять книг об архитектуре»).

Древний Рим: роскошь и величие империи

Другой центр античности — Римская империя. Именно она распространила геометричную планировку улиц, мощенные дороги, водопроводную систему и типовые постройки. То есть все, что определяет облик современного города.

Римляне, у которых не было денег на собственный дом, жили в многоэтажных помещениях — инсулах. Убранство квартир, и соответственно дверей, было простым. Водоснабжение и канализация только на первом этаже, поэтому там комнаты считались наиболее престижными. Чем выше жил человек — тем беднее он был.

Обеспеченные граждане имели особняки и загородные виллы для отдыха. По сравнению с греческим, их дом роскошнее. Предназначен не столько для отдыха, а чтобы принимать гостей, впечатлять их богатством и красотой. Делалось это с помощью скульптур, декора, росписи на стенах и створках. Основными строительными материалами были камень и бетон.

Общественные места — амфитеатры, базилики, бани также пышно украшены. Рим все-таки был империей, и архитектура являлась одним из способов доказать ее могущество.

Характерные черты:

  • сильное влияние греческого и этрусского стилей;
  • использование колонн, аркад, арок, куполов;
  • монументальность, стремление подчеркнуть величие;

Дверь воспринималась не только как практичный предмет, но и символ. Одно из главных божеств — двуликий Янус, часто изображался с ключами и посохом (чтобы отгонять недостойных). Это бог начала и конца, покровитель физических и метафизических границ, врат. Даже временных: не зря первый месяц в году «январь» носит его имя.

В период военных походов, отряды входили сквозь врата его святилища и выходили с противоположной стороны. Таким способом получали благословение на новое начинание. Врата были открыты в военное время и закрывались в мирное. Сопровождалось все торжествами и даже чеканкой монет в честь события.

Средневековье: смешение культур и господство Церкви

Началом средних веков принято считать 476 год — падение Западной Римской империи. Такая большая структура не могла исчезнуть бесследно. Ее руины послужили началом, фундаментом зарождения новых государств. Не только фигурально, но и буквально. Многие укрепления и замки того времени переделывались или использовали части римских сооружений. Поэтому стиль искусства первой половины средних веков получил название романского.

Отличительные черты:

  • влияние римского стиля;
  • лаконичность и ясный силуэт зданий;
  • массивные, прочные стены и каменные тяжелые своды;
  • узкие проемы окон;

В это время племена вандалов, вестготов, остготов, франков, англов, саксов и другие начинают создавать государства. Без конфликтов конечно не обходилось. От набегов люди прятались в замках и монастырях. Массивные стены и маленькие окна защищали и помогали в обороне.

История дверей: от античности до средневековья

Средневековая крепость Каркасон (Франция)

Главным строительным материалом был тесаный камень — прочный и не горючий. Межкомнатные двери делались из дерева, а украшались металлическим декором. Входные тоже были деревянными и обивались железными листами — чтобы защититься от поджогов.

Правда, кроме дерева и металла использовались и другие материалы. В Хэдстоке недалеко от Кембриджа, при реставрации церкви Святого Ботольфа, под слоем железа нашли кусок кожи. Местные жители считали, что она принадлежит казненному захватчику-викингу. Цель — назидание и устрашение. Церковь была построена в 950-1100 гг, а тогда англичане как раз страдали от набегов викингов.

Такие же мифы и кожа найдены еще в нескольких церквях. Проведенный в 1976 году анализ показал, что это действительно человеческая кожа! Но современные исследования опровергли это информацию.

Средние века — это не только войны, но и смешение самых разных культур. Врата церквей украшались рельефами с библейскими мотивами. Рядом с ними, орнаменты в виде кентавров и крылатых драконов — будто ожившие языческие сюжеты древних германцев или кельтов.

Постепенно Церковь набирает все большее влияние. Становится силой, к которой вынуждены прислушиваться даже короли. Один из способов показать это — строительство богато украшенных соборов. Появляется новый стиль — готический.

Основные черты:

  • цель — построить здание, устремленное ввысь;
  • много колонн, арок, башенок;
  • большие окна и яркий свет в помещениях;
  • обилие выпуклых украшений — каменной резьбы, барельефов, скульптур;

Готические соборы больше и выше романских. Во-первых, они показывали власть духовных лидеров. Во-вторых, постепенно превращались в административные центры и должны были вмещать много людей. В третьих, символизировали величие, возвышенность, стремление к богу. Поэтому так много высоких, острых элементов. Начиная сужающимися сводами, заканчивая стрельчатой формой окон и дверок.

Двери — молчаливые свидетели человеческой истории. Но зная об их внешнем виде, строении, материалах, мы можем убедить их заговорить. И понять, как люди жили в определенную эпоху, что для них было важно и какой мир окружал. Поэтому, не стоит недооценивать ваши двери. С помощью них вы можете многое сказать этому миру. 

Похожие записи

Эксперты представили преимущества цементобетонных дорог на международном транспортном форуме в Новосибирске

admin

Эксперты рассказали о перспективах развития офисных пространств

admin

Марат Хуснуллин подвел предварительные итоги работы стройкомплекса в 2024 году

admin