Как история человечества зарождается с пещер и шалашей, так и история дверей начинается с валунов, веток и шкур животных, прикрывавших вход. Их задача была практичной — защита от хищников, погоды, чужих взглядов. Но с развитием общества, функции расширялись. Они становились духовным символом или доказательством социального статуса.
Невозможно представить дверь в отрыве от окружения. Она вписывается, поддерживает и подчеркивает особенности всего интерьера. Поэтому рассказ о ее развитии тесно связан с архитектурой в целом.
Двери из Некрополя Бейт-Ше’Арим (Израиль). Большинство из старейших сохранившихся дверей сделаны из камня и находятся в гробницах
Древняя Греция: простота и пропорции
Начнем обзор с Эллады. Именно там зародилась культура, которую сегодня называют «западной».
О домах простых греков сохранилось не так много информации. Известно, что жилища строили из кирпичей и дерева, двери тоже делали из них. Это были одноэтажные дома, выходящие на улицу глухими стенами, а не фасадом. Украшательств почти не было — разве что покрывали стены слоем извести. Все просто и практично.
У современного человека другие ассоциации с архитектурой того времени. Такие, как изящные скульптуры и величественные строения с высокими колоннами. Все это было — но только у общественных зданий. Эллины, даже очень богатые, равнодушно относились к своему дому. Ведь нужен был он только для ночлега. Остальное время проводилось на улице – спасибо мягкому климату; в стадионах, публичных местах, у портиках рядом с храмами. Их греки и украшали по полной.
Вот главные особенности:
- симметричность и пропорциональность;
- применение камня — известняка и мрамора;
- использование колоннад (рядов колонн вокруг постройки);
- украшения фасада колоннами, пилястрами и аркадами;
- много скульптурных декораций;
Что касается ворот, они были высокими — до 10 метров. Делались из бронзы и украшались позолотой. Для каждого элемента, в том числе и дверей, были приняты строгие пропорции. Показывает это отрывок из сохранившейся книги: «… Размеры же проема определяются так: высоту храма от пола до потолка надо разделить три с половиною части, из которых две с половиной определяют высоту проема створок. Это высота, делится на двенадцать частей, из которых пять с половиной дадут ширину дверного проема внизу…» (Витрувий, «Десять книг об архитектуре»).
Древний Рим: роскошь и величие империи
Другой центр античности — Римская империя. Именно она распространила геометричную планировку улиц, мощенные дороги, водопроводную систему и типовые постройки. То есть все, что определяет облик современного города.
Римляне, у которых не было денег на собственный дом, жили в многоэтажных помещениях — инсулах. Убранство квартир, и соответственно дверей, было простым. Водоснабжение и канализация только на первом этаже, поэтому там комнаты считались наиболее престижными. Чем выше жил человек — тем беднее он был.
Обеспеченные граждане имели особняки и загородные виллы для отдыха. По сравнению с греческим, их дом роскошнее. Предназначен не столько для отдыха, а чтобы принимать гостей, впечатлять их богатством и красотой. Делалось это с помощью скульптур, декора, росписи на стенах и створках. Основными строительными материалами были камень и бетон.
Общественные места — амфитеатры, базилики, бани также пышно украшены. Рим все-таки был империей, и архитектура являлась одним из способов доказать ее могущество.
Характерные черты:
- сильное влияние греческого и этрусского стилей;
- использование колонн, аркад, арок, куполов;
- монументальность, стремление подчеркнуть величие;
Дверь воспринималась не только как практичный предмет, но и символ. Одно из главных божеств — двуликий Янус, часто изображался с ключами и посохом (чтобы отгонять недостойных). Это бог начала и конца, покровитель физических и метафизических границ, врат. Даже временных: не зря первый месяц в году «январь» носит его имя.
В период военных походов, отряды входили сквозь врата его святилища и выходили с противоположной стороны. Таким способом получали благословение на новое начинание. Врата были открыты в военное время и закрывались в мирное. Сопровождалось все торжествами и даже чеканкой монет в честь события.
Средневековье: смешение культур и господство Церкви
Началом средних веков принято считать 476 год — падение Западной Римской империи. Такая большая структура не могла исчезнуть бесследно. Ее руины послужили началом, фундаментом зарождения новых государств. Не только фигурально, но и буквально. Многие укрепления и замки того времени переделывались или использовали части римских сооружений. Поэтому стиль искусства первой половины средних веков получил название романского.
Отличительные черты:
- влияние римского стиля;
- лаконичность и ясный силуэт зданий;
- массивные, прочные стены и каменные тяжелые своды;
- узкие проемы окон;
В это время племена вандалов, вестготов, остготов, франков, англов, саксов и другие начинают создавать государства. Без конфликтов конечно не обходилось. От набегов люди прятались в замках и монастырях. Массивные стены и маленькие окна защищали и помогали в обороне.

Средневековая крепость Каркасон (Франция)
Главным строительным материалом был тесаный камень — прочный и не горючий. Межкомнатные двери делались из дерева, а украшались металлическим декором. Входные тоже были деревянными и обивались железными листами — чтобы защититься от поджогов.
Правда, кроме дерева и металла использовались и другие материалы. В Хэдстоке недалеко от Кембриджа, при реставрации церкви Святого Ботольфа, под слоем железа нашли кусок кожи. Местные жители считали, что она принадлежит казненному захватчику-викингу. Цель — назидание и устрашение. Церковь была построена в 950-1100 гг, а тогда англичане как раз страдали от набегов викингов.
Такие же мифы и кожа найдены еще в нескольких церквях. Проведенный в 1976 году анализ показал, что это действительно человеческая кожа! Но современные исследования опровергли это информацию.
Средние века — это не только войны, но и смешение самых разных культур. Врата церквей украшались рельефами с библейскими мотивами. Рядом с ними, орнаменты в виде кентавров и крылатых драконов — будто ожившие языческие сюжеты древних германцев или кельтов.
Постепенно Церковь набирает все большее влияние. Становится силой, к которой вынуждены прислушиваться даже короли. Один из способов показать это — строительство богато украшенных соборов. Появляется новый стиль — готический.
Основные черты:
- цель — построить здание, устремленное ввысь;
- много колонн, арок, башенок;
- большие окна и яркий свет в помещениях;
- обилие выпуклых украшений — каменной резьбы, барельефов, скульптур;
Готические соборы больше и выше романских. Во-первых, они показывали власть духовных лидеров. Во-вторых, постепенно превращались в административные центры и должны были вмещать много людей. В третьих, символизировали величие, возвышенность, стремление к богу. Поэтому так много высоких, острых элементов. Начиная сужающимися сводами, заканчивая стрельчатой формой окон и дверок.
Двери — молчаливые свидетели человеческой истории. Но зная об их внешнем виде, строении, материалах, мы можем убедить их заговорить. И понять, как люди жили в определенную эпоху, что для них было важно и какой мир окружал. Поэтому, не стоит недооценивать ваши двери. С помощью них вы можете многое сказать этому миру.
